Ваш код: галстук-бабочка



Чем, по сути, является галстук-бабочка? 

Бантом! 

Непременным женским аксессуаром последние лет 300. 

Может прозвучать странно, но начиная с момента своего появления и до настоящего времени, бесконечно мужественный и бесспорно мужской атрибут галстук-бабочка пережил много функциональных и семантических трансформаций. Этот, казалось бы, традиционный аксессуар мужского гардероба, на деле обладает множеством значений, от высокомерия до раболепства, от брутальности до утонченности, от привилегированности до безличия. В этой статье я расскажу об истории и философии аксессуара, о том, как легко можно попасть в просак или набрать бонусных очков, используя всеми любимый галстук-бабочку.

Как все начиналось и причем тут Людовик XIV?

По одной из версий происхождение галстука-бабочки связано с именем короля Франции Людовика XIV. В ходе тридцатилетней войны (1618-1648) хорватские солдаты, принимавшие участие в боевых действиях, повязывали поверх воротничка рубашки шарф и закалывали его так, чтобы концы воротничка не распадались. По внешнему виду получалось нечто похожее на галстук-бабочку. Французские офицеры позаимствовали эту идею и, вернувшись домой, распространили ее в своем кругу. “Фишка” так понравилась Людовику XIV, что он, а за ним и вся французская знать переняли эту моду, сделав бабочку мужским аристократическим атрибутом.

Хорватский солдат, около 1645 года
Источник фото

На самом деле, хорватские солдаты не просто закрепляли уголки воротничка с помощью отреза ткани, делали это вовсе не для красоты. Данный отрез ткани, помимо прочего создавал дополнительную защиту для шеи. Тонкая кожа, чувствительность к холоду, хрупкое строение шейного отдела позвоночника, сонная артерия - все это делает шею особым объектом внимания, требуя комфорта и защищенности. Одновременно шея - это объект для демонстрации регалий и преимуществ - знаки, отмечающие религиозную принадлежность, медали, колье, личные знаки отличия и обереги носятся именно на шее. При этом шея сама по себе является объектом внимания - это эрогенная зона, которая привлекает повышенное внимание окружающих. 


Парадный военный портрет Людовика XIV, короля Франции
Источник изображения

Таким образом галстук-бабочка уже на заре своей жизни приобрел двойное значение: элемент военной формы, имеющий утилитарное назначение с одной стороны, и декоративный атрибут светского аристократического костюма - с другой.

С течением времени галстук бабочка утратил свою первоначальную защитную функцию и стал все больше приковывать внимание к шее, нежели чем защищать ее.

Впоследствии бабочка, в особенности черного цвета, - превратилась в непременный атрибут униформы, свидетельствующий о вежливом обслуживании, особом пиетете по отношению к тому, кого обслуживает человек в бабочке, а также в отсутствии личного мнения в рабочее время.

Чего изволите?

Бабочка в истории униформы закрепилась в 19-м веке - это история взаимоотношений между слугой и его хозяином-аристократом. Это был доверенный человек, уполномоченный заведовать прочими слугами. В современном контексте эта связь между клиентом и обслугой в бабочке семиотически поднимает статус первого до уровня хозяина положения. Более того, наличие бабочки создает особую атмосферу и приводит к исполнению ритуалов обслуживания клиентов в особо деликатной форме. На самом деле - это некое ожидание со стороны клиента. Если персонал в бабочках, то и обслуживание должно соответствовать высоким стандартам. Опять же, здесь возникает двойственность понятий этого аксессуара. С одной стороны, бабочка превращает обычный костюм в формальный, с другой, создает флер элегантности, легкости и особой грации.

 
Французские официанты, начало XX века
Источник изображения

Буржуазная эволюция.

Во второй половине 19-го века бабочку носили не только официанты, но и художники, торговцы и представители активно развивающегося класса буржуазии. В этом смысле бабочка объединяла одних с другими. Ключевое сходство - заинтересованность в собственной персоне - ее активная экспозиция. И если буржуа с помощью эффектного атрибута галстука-бабочки говорили об успешном финансовом положении, то художники и поэты - о статусе маэстро и знатока искусств.

Необходимо отметить, что и те и другие - хозяева и слуги одновременно - одни для государства, вторые для публики.

В октябре 1886-го года Пьер Лоррила, американский магнат, владелец табачных фабрик, ввел в моду новый формальный стиль, появившись на балу в Tuxedo Club (элитный курорт недалеко от Нью-Йорк Сити) в черном пиджаке с шелковыми лацканами, черном жилете, черных брюках с шелковой отделкой по боковому шву, белой рубашке и черных кожаных ботинках. Завершал образ шелковый черный галстук-бабочка. Такой вечерний костюм быстро приобрел популярность среди буржуазии и получил название смокинг или тукседо, а форма одежды - black tie. Черный шелковый галстук-бабочка с тех пор получил свое очередное, на этот раз, формальное призвание. 


Пример дресс-кода black-tie с непременным атрибутом - галстук бабочка
Источник изображения

Мода на бабочки еще больше возросла после премьеры в Милане в 1904 году оперы Дж. Пуччини «Чио-чио-сан» (она же «Мадам Баттерфляй»). Музыканты в оркестровой яме театра «Ла Скала» были одеты в черные костюмы и бабочки. Идея обязать музыкантов надеть галстук-бабочки принадлежала дирижеру оркестра.

После премьеры спрос на галстуки-бабочки вырос в разы. С тех пор это не только обязательный атрибут буржуазного общества, но и свидетельство тонкого вкуса своего владельца.

Безумный век. 

Двадцатый век внес свои значительные коррективы в семантику этого аксессуара. Используясь в тех вариантах и случаях, для которых он, казалось бы, не предназначен, галстук бабочка постепенно вышел из рамок классического формального гардероба и гардероба прислуги. Он стал неотъемлемой частью образа для многих значимых образов прошедшего века. Образов, за которыми закреплена уникальная концепция и свой информационный посыл. 

Бабочка Уинстона Черчилля, Карла Лагерфельда и Маноло Бланика, Чарли Чаплина и Джеймса Бонда, Рональда Макдональда, Микки Мауса и Кота Леопольда, Владимира Маяковского, Фреда Астера и Френка Синатры. В каждом случае - свое особенное значение, свой выразительный жест, несущий определенный узнаваемый смысл. 


Владимир Маяковский в галстуке-бабочке
Источник изображения

Тиражирование типичных образов средствами массовой информации также оставляет свой след для новых интерпретаций аксессуара - американский коммивояжер или художник, сумасшедший ученый или цирковой клоун, официант или дирижер. Использование галстука бабочки в частном случае может быть прочтено окружающими именно с учетом опыта узнаваемых образов, транслируемых СМИ.

Галстук-бабочка всегда использовался, чтобы выделить своего хозяина - возвысить его над всем банальным и будничным. Он слишком особый для большинства контекстов. При этом, в Западной и особенно северо-американской культуре, человек в бабочке - слишком нарядный. Такого человека могут счесть за сноба, чья искренность подвергается сомнению, потому как он больше заботится о себе нежели чем о социальных отношениях.

Популярно мнение, что надевать бабочку на собеседования не стоит, потому как это могут счесть за высокомерие и самодовольство.
Микки и Мини Маус в сопровождении своего непременного атрибута - галстука-бабочки
Источник изображения

А в 20-х годах бабочка теряет гендерную айдентику. Такие звезды черно-белого кино как Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн вводят в моду “мужские” образы, используя в кино и в жизни элементы традиционно мужского гардероба: фраки, пиджаки, цилиндры, брюки и конечно же галстуки-бабочки.

На практике исторически скопившаяся амбивалентность галстука-бабочки может работать в противоположных направлениях, превращая привычное в экстравагантное, человека в бабочке, желающего казаться аристократичным - в подобие обслуживающего персонала, а профессионала, который за счет этого аксессуара хочет казаться более компетентным - в профана или клоуна. 

С другой стороны, в этом и состоит привлекательность галстука-бабочки. Грамотное использование этого аксессуара производит эффект попадания в яблочко. 


Марлен Дитрих в образе из фильма “Марокко”
Источник изображения


Как с этим жить?

В итоге, можно сказать, что ключевой референс - это тело и весь внешний облик хозяина бабочки. То есть, использование в костюме галстука-бабочки - это не стратегический подход к внешнему виду, а тактический ход, говорящий о чем-то очень конкретном.

Образ из рекламной кампании Tom Ford транслирует современное прочтение и многозначность галстука-бабочки
Источник изображения 

Бабочка связана с повседневным и экстраординарным, со службой и владением. Концепция значения - это с одной стороны униформа, с другой - элегантный костюм. Это финальное прикосновение, последний штрих на портрете. И весь посыл, все значение будет зависеть от того, насколько сбалансирован образ. Это то же самое, что правильно отрегулировать концы галстука-бабочки, которые вы поправляете, завязав основной узел.



Литература:

https://www.thebowtie.com/bow-tie-history/

http://galstuk.me/blog/

Rob Shields “A Tale of Three Louis: ambiguity, masculinity and the bow tie”. The Men’s fashion reader, BERG, 2009

Комментарии

Популярные сообщения